Стенограмма составлена на основе русского синхронного перевода и прошла корректуру. Возможны небольшие смысловые неточности.
Ежедневный урок (Полдень), 1 декабря 2024 года
Часть 1: РАБАШ. Записка 368. И вот Творец стоит над ним
Чтец: Мы читаем книгу «Труды РАБАШа», третий том, 1782-я страница, 368-я записка «И вот Творец стоит над ним». Прошу Вас.
М. Лайтман: Да, давайте почитаем.
Чтец: (00:26) Третий том «Трудов РАБАШа», 368-я записка «И вот Творец стоит над ним».
И вот Творец стоит над ним
25 ноября – 1 декабря, 19791
«И вот Творец стоит над ним, и сказал Он: Я Творец, Всесильный Авраама, отца твоего… Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и потомству твоему»2. И РАШИ объясняет, какое значение имеют те четыре локтя3, на которых он лежит. И он приводит объяснение мудрецов: «Творец собрал под ним всю землю Исраэля, указав ему, что его сыновья овладеют ею так же легко, как четырьмя локтями, которые [лежа] занимает человек»4.
Это следует понимать как намек. Землей называется малхут, то есть свойство высшей малхут. Другими словами, всю землю Исраэля, то есть всю духовную землю, Творец собрал под высшей малхут, как сказано в стихе: «Что Творец Всесильный твой [просит] у тебя, кроме трепета?»5
То есть не нужно больше, чем принятие высшей малхут, а благодаря этому можно удостоиться всей духовной земли, называемой «земля Исраэля», как сказали наши мудрецы: «Тот, у кого есть трепет перед небесами, – слова его слышны»6.
То есть, когда человек удостоился высшей малхут, он может властвовать над всеми своими мыслями и желаниями, и это называется, что слова его слышны его органам. И это смысл того, что Творец собрал всю землю Исраэля под ним, то есть под землей, называемой «высшая малхут».
А книга Зоар объясняет стих: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы»7 – то есть вышел из земли Исраэля – «и пошел в Харан»8 – то есть за границу, так, что таким образом он пришел к свойству гнева9. А у человека есть состояние «стоя», когда он стоит прямо, и есть состояние «лежа». Когда человек падает со своей ступени, это падение называется состоянием «лежа».
Поэтому ему было сказано: «Землю, на который ты лежишь» – то есть то, что ты ощущаешь, как состояние «лежа на земле», – то есть он не может принять на себя высшую малхут, как это должно быть, – знай, что это не просто земля, то есть только свойство малхут, являющееся малой ступенью, а земля эта – это большая ступень.
Поэтому тут следует приложить большое усилие, ибо от этой земли зависит всё свойство земли Исраэля. И Творец обещал: «Тебе дам ее и потомству твоему»10 – и если ты получишь эту землю, всё уже будет подвластно тебе.
И это означает, что поэтому Творец и собрал всю землю Исраэля под этой землей, чтобы легко было овладеть землей Исраэля. И как сказано в мидраш Раба и приводится в Предисловии к ТЭС: «Сказал Творец: Клянусь вам, вся мудрость и вся Тора – это вещи легкие. Всякий боящийся Меня и исполняющий слова Торы, вся мудрость и вся Тора – в сердце его»11.
И это называется, что Творец собрал всю землю Исраэля под ним, то есть под той землей, которая называется «высшая малхут». То есть если четыре локтя, то есть рост (уровень) человека, наполнятся трепетом пред небесами, то есть перед высшей малхут, легко будет овладеть. И это то, что Он пообещал ему: «Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и потомству твоему»12. [РАБАШ. 368. И вот Творец стоит над ним]
Вопрос (Ж МАК): (06:07) Что есть работа над свойством высшей малхут, веры в то, что Творец руководит миром, как Добрый и Творящий добро?
М. Лайтман: Да, это и есть наша работа.
Ученица: Если не вижу доброго управления, должен возникнуть этот страх, верно?
М. Лайтман: Да.
Ученица: Как этот страх переводить в веру?
М. Лайтман: Это зависит от человека, как он воспринимает это. Если он управление Творца воспринимает как несущее страх, то это нехорошо. Он должен все-таки обратить это в доброе отношение от Творца к себе и от себя к Творцу.
Ученица: Постоянная вера в Творца как проверяется и чем укрепляется?
М. Лайтман: Постоянная вера в Творца, она определяется, что человек все время желает находиться в связи с Творцом, видеть Его управление, следствие Его управления. И таким образом он постепенно-постепенно привыкает, приучает себя к тому, что во всем видит только одного Творца.
Ученица: Есть отличие веры Творца от веры, которую Он помещает нам в сердце?
М. Лайтман: Это нам надо проверить. Это каждый должен удостовериться в том, что в сердце его есть вера в Творца.
Ученица: Должная, максимально реализованная вера в Творца каждого творения в нашем мире, она приравнивается к вере Творца?
М. Лайтман: В общем, да.
Вопрос (Ж МАК): (08:46) Как исправить себя в десятке, чтобы раскрыть святую Шхину Исраэля? И должна ли я для этого жить физически в Израиле или достаточно быть в Арвуте с подругами на объединении?
М. Лайтман: Совершенно необязательно для этого жить в Израиле, а только лишь считать, что у тебя должна быть связь с Творцом, и ты постоянно об этом думаешь и желаешь приблизить к себе.
Вопрос (Турция-2): (09:35) Что значит принять на себя бремя небес? Это первый вопрос, а второй: какой базисный хисарон должен быть, чтобы человек к этому пришел?
М. Лайтман: Человек должен развивать в себе недостаток к ощущению Творца. То есть думать об этом постоянно надо, связываться, приближаться к этому постоянно. И тогда человек увидит, насколько это у него есть или ему не достает. Это то, над чем мы должны поработать.
Вопрос (Ж МАК-25): (10:54) Что означает в нашей работе овладеть землей Исраэля?
М. Лайтман: Это значит, вот это желание, которое возникает у человека к Творцу, он должен настолько его возвысить и расширить, чтобы оно занимало все его сознание.
Вопрос (Ж МАК-43): (11:32) Когда человек начинает чувствовать трепет как радость от служения Творцу, осознавая, что он выполняет Его волю, трепет становится легким, и тогда падение воспринимаются совсем по-другому?
М. Лайтман: Да.
Ученица: Если земля Исраэля дана в наследие как дар, можно тогда сказать, что это наследие является лишь потенциалом, который раскрывают только через постоянные усилия человека?
М. Лайтман: Верно.
Вопрос (Ж МАК-104): (12:13) Человек не властен над своими мыслями и желаниями, и даже усилие строит Творец. Какие усилия мы можем прикладывать, чтобы приближаться к высшей малхут?
М. Лайтман: Не расставаться с устремлением к Творцу настолько, что только это наполняло бы нас и толкало нас вперед.
Вопрос (Ж МАК-98): (12:50) В статье написано он пришел к свойству гнева13… Что это за свойство в духовном?
М. Лайтман: К свойству гнева? Это подобно тому, как в нашем мире у человека возникает свойство гнева.
Ученица: И как гнев влияет на духовное состояние человека? Какие инструменты можно использовать, чтобы преодолеть это свойство? Нам же надо преодолеть этот гнев все равно, нет?
М. Лайтман: Нам надо действительно преодолеть свойства не только гнева, вообще все плохие свойства, которые могут нас отдалить от Творца, эти свойства мы должны от себя отдалить, оторвать.
Ученица: Какие шаги мы можем предпринять, чтобы развить трепет перед небесами в десятке? Как этот трепет развивается? Что мы можем еще сделать?
М. Лайтман: Вы должны все вместе в десятке над этим работать. И все время расширять, расширять, углублять это ощущение.
Ученица: А мы можем трепет… как-то заразить подруг трепетом?
М. Лайтман: Да, да. А как же, можем.
Вопрос (Ж Москва-5): (14:25) Написано, что когда человек удостоился высшей малхут, он может властвовать над всеми своими мыслями. Мы можем властвовать над мыслями – это имеется в виду, что мы намерения выстраиваем? Как мы властвуем над мыслями?
М. Лайтман: Да, именно так.
Ученица: А тогда можно продолжить? И эти слова его слышны его органам. Каким органам слышны наши слова?
М. Лайтман: Все ощущение в нашем теле тогда подчиняется этим словам, мыслям, желаниям.
Ученица: Мы приходим к состоянию сотворцы? То есть есть Творец, и мы, как сотворцы, на равных... Это уже не может быть, что мы можем быть на равных с Творцом?
М. Лайтман: Нет. Нет, но мы можем стремиться к тому, чтобы овладеть его свойствами.
Ученица: Простите, в конце написано не очень понятно. Почему вдруг Он пообещал, что Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и потомству твоему»14? То есть мы должны подняться, и тогда Он нам даст эту землю?
М. Лайтман: Нет-нет. То, что человек лежит на земле – то есть он желает быть как можно ближе к этому свойству земли. Этого достаточно для того, чтобы он постепенно получил от Творца эту землю в пользование, в наследство.
Вопрос (Ж Литва): (16:10) Что значит, что Творец собрал всю землю Исраэля под ним? Как это делаем, как это складываем, собираем землю?
М. Лайтман: Эрец (земля) – это желание (рацон). Все желание человека, с которым он желает обратиться к Творцу, человек собирает и просит у Творца возможности, чтобы Творец это желание наполнил.
Вопрос (Киев): (17:12) Что значит все-таки лежать на этой земле, на земле Израиля?
М. Лайтман: То есть «лежать» значит, что более низшего состояния нет. Он согласен на такое состояние, что он будет лежать на земле. И в таком случае у него будет контакт, связь с этой землей.
Ученик: А как правильно лежать на этом желании, на земле Израиля, чтобы был минимальный контакт с ним?
М. Лайтман: Так его принимать. Надо лечь на правый бок и почувствовать, что ты лежишь на земле.
Ученик: То есть «лежу на земле на правом боку» – это что значит? На каком желании я лежу в самом минимальном состоянии?
М. Лайтман: То есть ты желаешь быть связанным с землей своим внутренним желанием.
Ученик: С какой землей я связан?
М. Лайтман: Земля эта Израилем называется.
Вопрос (W Spa): (18:46) В Зоар сказано, что вышел Яаков из Беэр Шевы. То есть это говорит нам о том, что мы можем перемещаться между духовными состояниями, отрицательными и положительными. Как можно сбалансировать между этими состояниями, как между Беэр Шевой и Хараном в жизни десятки?
М. Лайтман: Ну, это мы можем сделать за счет связи между нами. Чем связь будет лучше, больше направленной на постижение Творца, на взаимную отдачу от товарища к Творцу, так мы сможем направить себя.
Вопрос (Италия): (20:22) Мы всегда должны бояться Творца или на каком-то этапе будет только любовь к Творцу?
М. Лайтман: И любовь и трепет соединятся, и это станет любовью мира, мировой любовью. То есть любовью навсегда.
Вопрос (МАК-39): (21:10) Как возможно удержать в сознании материал, который мы изучаем в десятке, чтобы это было единой мыслью? Поскольку мы знаем, что каждый воспринимает материал, скажем, по свойствам его души. То есть то, что понимаю я, он может понимать по-другому. Есть ли такой метод, где именно внутри десятки создаются те свойства, которые доходят до каждого сознания человека?
М. Лайтман: Для этого нам надо просто больше быть связанными друг с другом и с Творцом в любых обстоятельствах. И тогда мы это почувствуем.
Вопрос (W Heb 2): (22:10) Клятва Творца о земле и о наследовании, и обязательное увеличивающееся усилие со стороны человека, – это значит, что с этого момента есть у человека вся требуемая мера усилий для связи с Творцом, да?
М. Лайтман: Да. Вы правы.
Вопрос (Ж Украина-2): (22:46) Что означает, что человек упал со своей ступени?
М. Лайтман: Что то желание, которое раньше у него было к Творцу и к действиям, исчезает. Это означает, что он падает.
Ученица: Скажите, пожалуйста, в этой статье очень важную часть занимает трепет. «Что Творец Всесильный твой [просит] у тебя, кроме трепета?» А как же любовь к Творцу?
М. Лайтман: Любовь придет потом. Сначала трепет.
Ученица: То есть, чтобы пройти любое состояние, ну, многие, нужно добавить свойства трепета?
М. Лайтман: Трепет – это первое свойство.
Вопрос (Москва-1): (23:49) В психологии есть такое выражение «человек потерял свое лицо» или «потерял личность». «Лежит на земле» – в плане такого перехода к другой форме восприятия это как-то подходит?
М. Лайтман: Да.
Вопрос (Новосибирск): (24:20) Я услышал, Вы сказали, что нужно преодолеть плохие свойства, такие как гнев, и отдалить их от нас. Вопрос касается молитвы. Допустим, мы чувствуем: кто-то злой, кто-то недоволен друг другом и жизнью, кто-то в эгоистических страхах пребывает. Все это, допустим, настоящее состояние, и мы можем понять, что оторваны от Творца, и нельзя к этому спокойно относиться. С другой стороны, есть то, к чему мы стремимся, как говорим, когда просим за товарищей, какие-то правильные слова произносим.
Как понять: с одной стороны, для товарища это личное, то, что он чувствует и о чем Творца просит. А с другой стороны, хочет пример показать. Можно просто раскрыть это состояние: мы сейчас оторваны, и из этого мы обращаемся к Творцу. Какой подход правильный? Когда каждый лично работает, или мы раскрываем?
М. Лайтман: Нет, надо обязательно вместе. Творец воспринимает в первую очередь желания, которые исходят от группы. От десятки.
Вопрос (Ж Италия): (25:43) Страх небес, который создает место для раскрытия Творца в этом мире, и так это складывает в сердце, а место, которое образуется, это место совместное. Как привести все эти сердца в это совместное, общее место?
М. Лайтман: С помощью объединения, когда каждый думает о других. В десятке или даже больше. Так, чтобы у них было одно желание к одному Творцу.
Вопрос (W Eng 1): (26:41) На что сердился Яаков, на то ли, что Израиль должен нести бремя страха небес? Это важно знать относительно чего его злость?
М. Лайтман: Нет. Мы должны знать, в каком состоянии мы находимся и к какому состоянию, то есть желанию, мы должны прийти.
Вопрос (W Spain): (27:31) Относительно состояний. Как беречь осознание того, что надо быть направленным на намерение в работе?
М. Лайтман: Думать об этом. Думать об этом все время.
Ученица: Можно сказать, что осознание – это эго?
М. Лайтман: Нет, не всегда. Нет. Сознание – это желание, мысль моя, которую я направляю на будущее.
Ученица: Это часть?
М. Лайтман: Да.
Вопрос (Ж МАК-113): (28:55) Лечь на землю – это очень серьезное состояние. Это слиться с Творцом, отменить полностью свой эгоизм и просить, чтобы Он помог правильно поступать в этой жизни?
М. Лайтман: Да, да.
Вопрос (Ж Литва): (29:29) Возможно ли, что человек, с одной стороны, будет чувствовать тяжесть бремени небес, а с другой стороны, он будет чувствовать радость, что получил такую возможность?
М. Лайтман: Да, как правило, так и происходит.
Вопрос (Тбилиси): (30:17) Чтобы поднять важность Творца и постоянно быть в трепете перед Ним, я, например… Не знаю, насколько это правильно, поэтому и спрашиваю. Самое обязательное для меня в этом мире – это дышать. И вот то, что я дышу, я это прилепляю к Творцу и постоянно пребываю в благодарности к Нему и в трепете пред Ним за это. То есть какое-то мое физическое действие я прилепляю к Творцу, чтобы постоянно быть связанным с Ним. Насколько это правильно?
М. Лайтман: Это необязательно. Главное, чтобы вы стремились быть вместе с Ним не физически, а душевно, душой. Это будет намного вернее.
Ученик: Да, но это мне дает то, что я получаю от Него. Что я хочу сказать? Все, что у меня есть, – это от Него. И весь мой трепет я выражаю к Нему через все это.
М. Лайтман: Ну, верно. В общем, верно. Продолжайте и преуспеете.
Вопрос (Литва-1): (31:48) Приучаешь себя к тому, что все вокруг – Творец. Было как-то отмечено, что нужно раскрывать и как-то скрывать, чтобы чувствовать эту разницу все время. Что означает это сокрытие в работе Творца – раскрываешь, а потом скрываешь?
М. Лайтман: Ну, именно на таких вот действиях и основаны наши постижения в духовном мире – скрытие и раскрытие, раскрытие и скрытие. И таким образом мы двигаемся вперед и понимаем, чего Творец желает от нас.
Вопрос (Ж Москва-6): (32:43) Связь с землей Исраэля – это уже объединение, которого мы достигли, или стремление, или и то и другое?
М. Лайтман: Это стремление к объединению.
Вопрос (Ж Польша): (33:07) Как отличить истинный трепет, связанный с открытием Творца, от страха, порожденного эгоистическими мотивами? И как правильно воспитать в себе, внутри это состояние?
М. Лайтман: Для этого надо обращать это все в любовь. И тогда у вас не будет страха перед скрытием, перед раскрытием, а будет просто тяга к Творцу.
Ученица: РАБАШ говорит о необходимости осознания, что Творец стоит над ним. Как можно преодолеть скрытие, когда ощущение Творца полностью отсутствует? И что является наиболее правильным действием, чтобы эту связь укрепить, даже если все твои действия, внутренние усилия, кажутся бесплодными?
М. Лайтман: Вы пытайтесь двигаться к Нему, несмотря на любые ощущения, которые это вам дает. Это самое надежное.
Вопрос (Ж Кавказ-1): (34:29) Как нам развить в десятке такие свойства, чтобы малхут называлась именем Адон? Это значит развивать в нас мужские качества, то есть так объединиться, чтобы у нас было преодоление ко всем препятствиям, ко всему?
М. Лайтман: Нет. Вам надо просто принять Творца как наивысшую силу, которая управляет вами. В таком случае он называется «Адон».
Вопрос (Чтец): (35:22) Я бы хотел в продолжение задать еще вопросы товарищей. Как выглядит и какая связь трепета перед небесами и завоеванием земли Исраэля?
М. Лайтман: Без трепета невозможно даже подойти к земле Исраэля.
Ученик: Какая связь трепета и завоевания?
М. Лайтман: Без трепета перед небесами ты не можешь начать завоевывать землю Исраэля.
Ученик: Все движения, которые описываются тут, из Беэр-Шевы в Харан, изменение места, которое описывается в Торе, – что это? О чем он нам говорит?
М. Лайтман: Это говорит нам о том, что мы должны делать много изменений во времени, в движении, действии, для того чтобы прийти к состоянию, когда мы объединимся друг с другом и с Творцом.
Ученик: Когда описывается, что он переезжает из Беэр-Шевы в Харан, что это значит? Это изменения в человеке, изменения его отношения к товарищам?
М. Лайтман: Изменения в человеке, а значит, и изменение к Творцу.
Ученик: Когда он описывает состояние «лежа», «лежит», – это положительное или отрицательное состояние?
М. Лайтман: Как правило, отрицательное.
Ученик: То есть это не значит, что он отменяет себя и хочет быть в слиянии...
М. Лайтман: Даже если и «да».
Ученик: А желательно как?
М. Лайтман: А желательно стоять во весь рост.
Ученик: Последний вопрос. Яаков описывает что? Это Исраэль – Яаков? И оттуда и начинается Исраэль? Исраэль начинается от Яакова?
М. Лайтман: Да. Яаков – это большое имя, а маленькое имя – это Исраэль.
Ученик: Какая разница между Исраэлем Авраама, когда мы говорим, что все исходит от Авраама, и Яакова, когда мы говорим, что оттуда на самом деле начинается Исраэль?
М. Лайтман: Творец назвал Яакова Исраэлем.
Ученик: Здесь только понятие имени или что-то начинается?
М. Лайтман: Нет, это суть.
Ученик: А до этого что было? Что за Исраэль был раньше, от Исраэля до Яакова?
М. Лайтман: Не говорилось об этом.
Ученик: Когда мы говорим, что от Авраама начинается яшар Эль, прямо к Творцу, группа Авраама и так далее?
М. Лайтман: Это все-таки еще нельзя сравнить с Яаковом.
Ученик: Основа нашего народа от Авраама или от Яакова?
М. Лайтман: От Авраама.
Ученик: А как связаны Авраам и Исраэль?
М. Лайтман: Исраэль вышел от Авраама, но тогда народ начинает называться Исраэлем.
Вопрос (Ж МАК-26): (38:44) Когда человек падает и чувствует себя в отрыве от Творца, но чувствует какое-то желание – это о таком состоянии здесь речь?
М. Лайтман: Я не понимаю, о каком состоянии вы говорите?
Ученица: Когда человек падает и чувствует себя в отрыве от Творца, то он ощущает, что у него есть какое-то желание. Или здесь какое-то особое состояние описывается?
М. Лайтман: Он ощущает себя в падении.
Ученица: А здесь пишется про землю Исраэль.
М. Лайтман: Ну да.
Ученица: Это описывается состояние обычного падения или это какое-то особое состояние?
М. Лайтман: Это состояние определенное, и падение, оно очень большое. И тогда человек не знает точно, что он делает, в каком состоянии находится и как из этого состояния он может подняться.
Ученица: Здесь говорится, что нужно приложить усилия, и тогда, если он получит, у него будет власть над всем.
М. Лайтман: Значит, должен просить, молиться.
Ученица: Он хочет подняться или он хочет согласиться с этим состоянием?
М. Лайтман: Возможно, он не может просить подняться, но согласиться с этим состоянием – тоже это нехорошо. То есть состояние такое, ни так ни сяк.
Ученица: В чем же тогда усилие?
М. Лайтман: А усилие для того, чтобы все-таки подняться и приблизиться к Творцу, и упросить Творца, чтобы Творец ему помог.
Вопрос (Ж Алматы): (40:55) Получается, тот гнев, о котором здесь говорится, это истинный гнев, и каждый человек должен его на себе испытать?
М. Лайтман: Не обязательно. Не обязательно. Но, в принципе, мы все проходим через различные состояния и учимся на них.
Далее.
Вопрос (Ж МАК-23): (41:28) Что значит «Творец стоит перед нами»?
М. Лайтман: Еще раз.
Ученица: Что значит «Творец стоит над ним»?
М. Лайтман: Так ощущает человек.
Ученица: И это смысл того, что Творец собрал всю землю Исраэля под ним, то есть под землей, называемой «высшая малхут». Что это за земля такая, которая называется «высшая малхут»?
М. Лайтман: Высшая малхут… Есть высшая малхут, и есть низшая малхут. Так Творец собирает нас в высшей малхут.
Дальше.
Вопрос (Ж МАК): (42:16) Как правильно воодушевляться желаниями товарищей? Как готовить место, чтобы принять желания всех товарищей?
М. Лайтман: Пригнуть голову и попытаться почувствовать, что он чувствует в себе.
Ученица: По поводу возвращения из трепета в работе в десятке – что это за работа?
М. Лайтман: Возвращение из трепета в работе в десятке – это когда человек находится в трепете перед Творцом, и он это свое состояние желает раскрыть в своих товарищах.
Ученица: А возвращение из любви в десятке?
М. Лайтман: Ну, это когда человек ощущает любовь к Творцу, и он желает, чтобы все его чувства, мысли, намерения, все они были пропитаны этим ощущением, любовью к Творцу.
Вопрос (Ж Москва): (43:35) Из статьи было услышано, что после гневливости человек попадает в такое место. А что можно в этот момент сделать? Можно попросить исправить свой гнев?
М. Лайтман: Да, пригнуть голову.
Ученица: Как в таком случае можно встать потом оттуда, это же состояние тоже дает Творец?
М. Лайтман: Все дает Творец, но мы же должны действовать сами тоже. Поэтому человек должен пригнуть голову и попросить Творца, чтобы Тот его исправил.
Ученица: Это не будет против Творца?
М. Лайтман: Нет, нет.
Ученица: Мне не нравится то, что Он мне дает.
М. Лайтман: Нет.
Вопрос (Ж Бразилия): (44:42) Творец собрал под ним всю землю Израиля – это означает, что когда мы становимся из Якова Исраэлем, это исправление перестает происходит силой страдания и начинает происходит силой света, притягивающего нас вперед?
М. Лайтман: Да нет, нет. Мы продолжаем дальше, и Творец работает над нами. Творец над нами работает.
Вопрос (МАК-25): (45:40) Мы изучаем, что истинный трепет – это Иерусалим, но как бы уже в земле Израиля. Какой трепет перед землей Израиля? Это разный трепет?
М. Лайтман: Да, конечно, разный.
Ученик: А что делать, если ты открываешь, что у тебя постоянно нет трепета? Как перевести это в трепет? Это тоже какой-то вид трепета?
М. Лайтман: А ты иди к связи с товарищами, и вы передадите друг другу эти ощущения.
Вопрос (W Eng 1): (46:25) Высшая малхут – это малхут небес? Или речь идет о плане творения насладить нас? К этому должны стремиться все время?
М. Лайтман: Да, все, что ты сказала, правильно.
Ученица: Написано, что если мы удостаиваемся этого, тогда получим мысли, желания, что означает духовную землю Израиля. Когда мы получаем эти свойства, тогда сможем думать как Творец, быть Его партнерами и привести цель творения в наш мир?
М. Лайтман: Да, именно так.
Ученица: Для этого мы должны молиться? И в трепете, который нам нужен…
М. Лайтман: Да, конечно, без молитвы ничего не получится.
Вопрос (МАК-11): (48:29) Что такое трепет перед Творцом, еще более-менее как-то можно понять. А что такое любовь к Творцу?
М. Лайтман: Любовь к Творцу – это значит любовь к Нему как к источнику всего того, что я думаю, чувствую, переживаю. Все, что во мне. И это вызывает во мне необъятную, неограниченную любовь.
Вопрос (Ж МАК-97): (49:13) Можно ли сказать, что эти три опоры: Авраам, Ицхак и Яаков – это как бы неустойчивое состояние? И надо было еще включить четвертое свойство малхут для того, чтобы подняться к Творцу?
М. Лайтман: Да, да.
Вопрос (Ж МАК-104): (49:46) Когда Творец отключает тебя от всего, лишая силы и воли, и при этом совершенно не ощущается свое «я», а спустя время Творец вновь выводит из этого состояния, и появляется сильное желание отдавать и работать. Можно ли считать такое состояние исправлением?
М. Лайтман: Да.
Ученица: Как не терять время в таком состоянии?
М. Лайтман: Готовиться к нему.
Вопрос (Ж МАК-43): (50:21) Если любовь связана с ощущением света, а трепет с осознанием своей малости перед Творцом, может человек одновременно чувствовать наполненность светом и свое ничтожество?
М. Лайтман: Да.
Ученица: Это будет средняя линия?
М. Лайтман: Нет-нет, не надо сейчас сразу скакать.
Вопрос (Ж Италия): (50:50) Мы продвигаемся вперед с помощью силы, которая приходит сверху, но иногда мы теряем эту силу, теряем эту возможность, и тогда мы сожалеем, и возвращаемся к этому вопросу. Это всегда так будет? И как можно разбить этот круг?
М. Лайтман: Мы его разобьем. Главное, не забывать, что все приходит от Творца.
Вопрос (W Heb 2): (51:38) Эти четыре локтя по величине роста человека – это можно представить как все четыре уровня желания внутри связи Яакова и Творца?
М. Лайтман: Да.
Ученица: И тогда этот переворот с лежа, на стоя для нас, может быть, что мы просим силу единства десятки у Творца, чтобы могли оценить все состояния в работе, как необходимые для принятия на себя бремени высшей малхут?
М. Лайтман: Совершенно верно.
Вопрос (W Spa): (52:19) Как можно исследовать этот комментарий земли как малхут? И как это выражает малхут небес в физическом плане?
М. Лайтман: «Эрец» (земля) – это малхут от слова рацон, желание. Эрец – это желание. Что еще в вопросе было?
Реплика: Она спрашивает, как это связано с малхут небес? И как связана малхут небес с каждымнашим днем?
М. Лайтман: Мы хотим поднять эту землю в небеса, и тогда раскроем в ней все свойства, которых нам не достает. Понятно?
Вопрос (Ж Кавказ-1): (53:37) Я, допустим, ощущаю, что лежу на земле, то есть имею минимальную связь с этим желанием – эрец Исраэль. И ощущаю его силу, ощущаю трепет, который возникает. И как мне перейти в состояние «любовь»?
М. Лайтман: Это не близко, эти два желания. Надо пытаться еще, и еще, и еще, пока не почувствуешь, что ты начинаешь к этому приближаться.
Ученица: Не понимаю вообще. Приближаться. Вы мне раньше отвечали, что это как бы приближаться к людям. То есть я как бы дальше иду в это взаимодействие, в малхут, в эти желания, и раскрываю еще больший трепет, еще больший трепет. И в какой-то момент, это должно же стать любовь, а не близко – это, значит, я в какую-то другую сторону, получается, иду, это как бы вверх?
М. Лайтман: Ты идешь не в другую сторону, но тебе надо запастись терпением и продолжать. Продолжать.
Вопрос (Ж Реховот-1): (55:12) Это очень такое основополагающее свойство на нашем пути. Люди, поднимающиеся в страну Израиль, первые годы после создания ее, целовали землю. Это связано с радостью духовной или это просто такая материальная традиция? Подруги говорят, что «лежать на земле» – это отмена эго. Это может быть с этим тоже связано?
М. Лайтман: Да, да.
Вопрос (Ж Алматы): (55:55) Можно ли раньше конгресса достичь свойства лишма?
М. Лайтман: А что тебе так не терпится?
Ученица: Вообще не знаю – это можно или нет?
М. Лайтман: Можно. Можно, не только тебе, вообще всем.
Вопрос (Ж Москва-5): (56:26) Насколько мы можем тему Яакова изучать вне связи с предыдущими темами Авраама и Ицхака? Как воспринимать эти системы правильно?
М. Лайтман: Можете читать любые главы из Торы, и воспринимать их как угодно, все равно это пойдет вам на пользу.
Вопрос (W Spain): (57:03) Относительно отдачи. Можно сказать, что отдача, которую Творец желает от нас – это делится на части маленькие, такие нюансы разные?
М. Лайтман: Да, в том числе, верно. В каждом свойстве есть множество ступеней.
Ученица: Мы можем знать, какой элемент мы в работе или нюанс в работе?
М. Лайтман: Пока нет.
Вопрос (W French): (57:53) Как можно развить любовь относительно Творца, и в то же время работать над любовью к подругам?
М. Лайтман: А чем это мешает одному другому? Не мешает. Попробуй и их любить, подруг и Творца любить.
Ученица: Но это сложно. Сложно пытаться чувствовать Творца, когда мы пытаемся пройти через любовь к подругам, перейти к любви к Творца. Не понимаю, как это можно чувствовать подруг и Творца?
М. Лайтман: Я не знаю, что тебе сейчас сказать, но это возможно – и любить подруг, и любить Творца.
Вопрос (Ж Украина-2): (59:27) А чем трепет отличается от веры?
М. Лайтман: Трепет – это трепет, а вера – это вера. Это два различных ощущения. Об остальном поговорим завтра.
Я вас всех обнимаю и до завтра.
Объявление (59:56)
Песня (01:00:47)
Набор: Команда синхронного набора
Еврейская дата: гл. Ваеце, 5740.↩
Берешит, 28:13.↩
Ивр. «ама».↩
Берешит, 28:13, комментарий РАШИ.↩
Дварим, 10:12.↩
Трактат Брахот, 6:2.↩
Тора, Берешит, 28:10.↩
Там же.↩
Гнев (ивр. «харон») возводится к названию городу «Харан». См. Зоар, Ваеце, п. 3.↩
Берешит, 28:13.↩
Бааль Сулам, Предисловие к ТЭС, п. 21.↩
Берешит, 28:13.↩
Гнев (ивр. «харон») возводится к названию городу «Харан». См. Зоар, Ваеце, п. 3.↩
Берешит, 28:13.↩